ДОШКОЛЬНОЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «СТОЙБИЩНАЯ ШКОЛА-САД»
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-5
Аннотация
В статье описывается дистанционная форма дошкольного образования для детей коренных малочисленных народов Севера, организованная на родовых угодьях. Цель исследования – представить мнение родителей, имеющих детей дошкольного возраста и участвующих в образовательном проекте «Стойбищная школа-сад», оценку его работы. В статье использованы анкетные данные, полученные в ходе опроса в 2023 году. Показано, что значимым фактором является социально-психологический, в период взросления ребенка и достижения им дошкольного/младшего школьного возраста дистанционный формат обучения в условиях стойбищ позволяет адаптировать его к новым социальным условиям, максимально учесть этнокультурную составляющую в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. ТкачукРоссия
научный сотрудник
Список литературы
1. О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации на 2020–2024 годы : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.08.2020 № 465-рп // Консорциум «Кодекс» : сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/570879410 (дата обращения: 10.04.2023).
2. Корниенко О. Г. Уходящая натура: что осталось за кадром. Воронеж : Издат-Принт, 2016. 298 с.
3. Ткачук Н. В. Проект «Стойбищная школа – сад» (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 1. С. 129–136.
4. Сайнакова Т. А. Мобильное электронное образование в стойбищной школе-саде // Кочевье: создание условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов : сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, Якутск, 20 апреля 2023 года. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 100–102.
5. Лаптева Г. П. Развитие речи дошкольников на IT-стойбище – «Стойбищная школа-сад» // Кочевье: создание условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов : cборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, Якутск, 20 апреля 2023 года. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 63–66.
6. Галямов А. А. Актуальность реализации проекта «Стойбищная школа-сад» для детей из числа коренных малочисленных народов Севера (по результатам мониторинга 2022 года) // Социодинамика. 2022. № 12. С. 59–67.
7. Во всероссийском конкурсе «Расскажи о своей кочевой школе» приняли участие 155 детей и их наставники из 7 регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе и Сургутский район // Сургутский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : сайт. URL: https://www.admsr.ru/press/releases/268/393700/ (дата обращения: 11.03.2024).
8. Сургутский район презентовал проект стойбищной школы на международной выставке // Администрация сельского поселения Русскинская : сайт. URL: https://russadm.ru/2022/09/16547/ (дата обращения: 11.03.2024).
9. Комарова Е. Небесный человек // Учительская газета. 2001. № 1. URL: https://ug.ru/nebes nyjchelovek/(дата обращения: 27.02.2024).
10. Савина Н. В. Стойбищная школа-сад как оптимальный вариант формы организации образования коренных малочисленных народов севера // Образование и права личности: Глобальные и региональные проблемы и перспективы: Препринты и тезисы докладов и сообщений Международного Конгресса, Ханты-Мансийск, 22–24 августа 2000 года. Том 1. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000. Ч. 1. С. 86–89.
Рецензия
Для цитирования:
Ткачук Н.В. ДОШКОЛЬНОЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «СТОЙБИЩНАЯ ШКОЛА-САД». Северный регион: наука, образование, культура. 2024;25(2):54-61. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-5
For citation:
Tkachuk N.V. PRE-SCHOOL ETHNOCULTURAL EDUCATION IN THE TERRITORIES OF TRADITIONAL USE OF NATURAL RESOURCES OF THE INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF UGRA: THE CASE OF THE EDUCATIONAL PROJECT “NOMADIC KINDERGARTENS”. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(2):54-61. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-5