КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-2
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания Комплексной программы организации педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных народов Севера с учетом потребностей в социально активных, ответственных и грамотных специалистах. Цель статьи заключается в обосновании и разработке данной программы на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Программа направлена на формирование профессиональной компетентности в рамках приобретаемой квалификации выпускников колледжей из числа представителей коренных народов Севера, необходимой в местах их традиционного проживания. Предлагаемая вниманию читателей статья – результат исследований, проведенных в 2019–2022 годах и апробированных авторами на научно-практических конференциях, которые легли в основу диссертации.
Об авторах
С. М. КосенокРоссия
доктор педагогических наук, профессор
Н. В. Савина
Россия
кандидат педагогических наук, государственный советник 2-го класса Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Список литературы
1. Савина Н. В. О комплексной программе организации педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера // Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, тьюторские практики : материалы IV Всероссийской тьюторской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 27–29 апреля 2022 г. Краснодар : Институт развития образования, 2022. С. 45–48.
2. Савина Н. В. Педагогическое сопровождение профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) : дис. … канд. пед. наук. Казань, 2022. 245 с.
3. Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1. С. 36–46.
4. Адушкина К. В. Лозгачева О. В. Психологопедагогическое сопровождение субъектов образования. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2017. 163 с.
5. Ковешникова Л. Н. Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера : автореф. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 20 с.
6. Маркин В. В., Силин А. Н., Воронов В. В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 5. С. 141–154.
7. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 25.05.2024).
8. Berger P., Epp J. R., Moller H. The predictable influences of culture clash, current practice, and colonialism on punctuality, attendance, and achievement in Nunavut schools. Canadian Journal of Native Education. 2006;29(2):182–205.
9. Лемпинен Н. П. Финская система образования и системы квалификаций // Образование и наука. 2014. № 5 (114). С. 125–138.
10. Aikio-Puoskari U. The ethnic revival, language and education of the Sami, an indigenous people, in three Nordic countries (Finland, Norway and Sweden). Social Justice through Multilingual Education. 2009. р. 238–262.
11. Зайков К. С., Калинина М. Р., Тамицкий А. М. и др. Научно-образовательное пространство Арктики: Норвегия // Арктика и Север. 2016. № 23. С. 144–170.
12. The Danish Education System. The Ministry of Higher Education and Science, The Ministry for Children, Education and Gender Equality and The Ministry of Culture. URL: https://epale.ec.europa.eu/en/resourcecentre/content/danish-education-system (дата обращения: 15.05.2024).
13. Aylward L. M. Discourses of cultural relevance in Nunavut schooling. Journal of Research in Rural Education. 2007;22(7):1–9.
14. Cherubini L., Hodson J. Ontario Ministry of Education policy and aboriginal learners’ epistemologies: a fundamental disconnect. Canadian Journal of Educational Administration and Policy. 2008;(79):1–33.
15. Statistics Canada. URL: https://www.statcan.gc.ca/en/start (дата обращения: 02.02.2024).
16. Юдин В. И. Культурный геноцид коренных народов Канады: правда, примирение и остающиеся без ответа вопросы // Власть. 2015. № 10. С. 204–207.
17. Френк Г. Ю. Основные этапы образовательной политики Канады в отношении коренных народов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 38. С. 50–55.
18. A timeline of residential schools. The Truth and Reconciliation Commission. URL: http://www.cbc.ca/news/canada/a-timeline-of-residential-schools-the-truthand-reconciliation commission-1.724434 (дата обращения: 25.05.2024).
19. Barnhardt R., Kawagley A. O. Indigenous knowledge systems and Alaska native ways of knowing. Anthropology and Education Quarterly. 2005;36(1):8–23.
20. Швайцер П. Коренные народы и урбанизация на Аляске и на Канадском Севере // Этнографическое обозрение. 2016. № 1. С. 10–22.
21. Barnhardt С. A history of schooling for Alaska native people. Journal of American Indian Education. 2001;40(1). URL: http://ankn.uaf.edu/curriculum/Articles/CarolBarnhardt/HistoryofSchooling.html (дата обращения: 25.05.2024).
22. Голомидова П. С., Сабуров А. А. Государственная политика в отношении коренных народов Аляски: исторический обзор и современные проблемы // Арктика и Север. 2016. № 25. С. 61–77. 23.
23. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высшая школа, 2004. 512 с.
Рецензия
Для цитирования:
Косенок С.М., Савина Н.В. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. Северный регион: наука, образование, культура. 2024;25(2):27-35. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-2
For citation:
Kosenok S.M., Savina N.V. A COMPREHENSIVE PROGRAMME OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL FORMATION OF THE YOUTH FROM AMONG THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(2):27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-2