Preview

Severny region: nauka, obrazovanie, kultura

Advanced search

ON THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF ESTABLISHING THE INSTITUTE OF VOCATIONAL EDUCATION OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF UGRA

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-1

Abstract

The article considers the conceptual framework that may ensure the efficient development of the Institute of Vocational Education of the Indigenous Peoples of Ugra, which is being established in the Surgut State University. The purpose of the research is to develop the conceptual framework for the Institute. The novelty of the presented conceptual framework is in the fact that the Institute of Vocational Education of the Indigenous Peoples of Ugra is considered as a resource center representing a system of ideas, principles and strategies aimed at the implementation of academic research, educational, learning and teaching, expert and analytical, information and communication activities in education of indigenous peoples.

About the Author

S. M. Kosenok
Surgut State University, Surgut
Russian Federation

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor



References

1. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2023 № 547-п. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/8600202311140001?ysclid=lx2y8hlk45891807766 (дата обращения: 06.06.2024).

2. О концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, и плане мероприятий (“дорожной карте”) по её реализации : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.08.2015 № 451-рп. URL: https://docs.cntd.ru/document/429011211 (дата обращения: 06.06.2024).

3. О концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2020–2024 годы : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.08.2020 № 465-рп. URL: https://kmns.admhmao.ru/kontseptsiya/ontseptsiya-razvitiya-etnokulturnoy-sistemy-obrazovaniya-v-mestakh-traditsionnogo-prozhivaniya-i-tra/5835088/kontseptsiya-razvitiya-etnokulturnoy-sistemy-obrazovaniya-v-mestakhtraditsionnogo-prozhivaniya-i-tr/ (дата обращения: 06.06.2024).

4. О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре : закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.07.2020 № 70-оз. URL: https://docs.cntd.ru/document/570852489 (дата обращения: 31.05.2024).

5. Чайка Е. А. Комплексный подход в системе образования северных районов РФ: проблемы, региональная специфика и территориальный аспект // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022. № 1 (9). С. 40–45.

6. Соколова Ф. Х. Языковая политика арктических регионов Российской федерации в конце XX – начале XXI века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 6. С. 37–50.

7. Маркин В. В., Силин А. Н., Воронов В. В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 5. С. 141–154.

8. Синица А. Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3. С. 70–81.

9. Горностаева А. А. Языковая политика в сфере образования на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края // Социолингвистика. 2021. № 2 (6). С. 164–186.

10. Савина Н. В. Этапы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 25 мая 2022 г. Казань : Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. C. 343–347.

11. Косенок С. М., Болотов С. В. Организация воспитательной работы в университете со студентами-представителями коренных малочисленных народов Севера // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2022. № 1 (114). С. 18–32.

12. Образовательные программы (прием на 2023–2024 год). URL: https://ru.hspu.org/about/struct-uni/inst/i-north/obra zovatelnye-programmy/ (дата обращения: 06.06.2024).

13. Положение об Институте Севера и Арктики. URL: https://about.sfu-kras.ru/docs/10367/pdf/11239 (дата обращения: 06.06.2024).

14. Методические рекомендации для организации профориентационной работы с обучающимися из числа коренных малочисленных народов с учетом территориальной, культурной и языковой специфики мест их традиционного проживания. URL: https://sc19-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Prof_rabota/12-01-3239_MR_Proforientatsiya_utv._Afanasev.pdf?ysclid=lx4blz09nl485544496 (дата обращения: 07.06.2024).

15. Методическое пособие по сохранению и развитию родных языков для общеобразовательных организаций: методическое пособие / сост. Е. У. Акбаш ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2018. 80 с.

16. Давыденко В. Д., Колчинская Е. Э., Яковлева П. Э. Доступность образования для коренных малочисленных народов Севера // Образовательная политика. 2022. № 3 (91). С. 34–48.


Review

For citations:


Kosenok S.M. ON THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF ESTABLISHING THE INSTITUTE OF VOCATIONAL EDUCATION OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF UGRA. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(2):17-26. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-1

Views: 88


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)