Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-1

Аннотация

В статье представлены результаты систематизации концептуальных основ, которые могут обеспечить эффективное развитие Института профессионального образования коренных народов Югры, создающегося на базе Сургутского государственного университета. Цель исследования – разработка концептуальных основ построения деятельности Института профессионального образования коренных народов Югры. Новизна представленной концепции состоит в том, что Институт профессионального образования коренных народов Югры рассматривается как ресурсный центр, имеющий распределенный характер и представляющий собой систему идей, принципов и стратегий, направленных на реализацию научно-исследовательской, образовательной, учебно-методической, экспертно-аналитической, информационно-коммуникационной деятельности в сфере образования коренных народов.

Об авторе

С. М. Косенок
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

доктор педагогических наук, профессор



Список литературы

1. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2023 № 547-п. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/8600202311140001?ysclid=lx2y8hlk45891807766 (дата обращения: 06.06.2024).

2. О концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, и плане мероприятий (“дорожной карте”) по её реализации : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.08.2015 № 451-рп. URL: https://docs.cntd.ru/document/429011211 (дата обращения: 06.06.2024).

3. О концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2020–2024 годы : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.08.2020 № 465-рп. URL: https://kmns.admhmao.ru/kontseptsiya/ontseptsiya-razvitiya-etnokulturnoy-sistemy-obrazovaniya-v-mestakh-traditsionnogo-prozhivaniya-i-tra/5835088/kontseptsiya-razvitiya-etnokulturnoy-sistemy-obrazovaniya-v-mestakhtraditsionnogo-prozhivaniya-i-tr/ (дата обращения: 06.06.2024).

4. О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре : закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.07.2020 № 70-оз. URL: https://docs.cntd.ru/document/570852489 (дата обращения: 31.05.2024).

5. Чайка Е. А. Комплексный подход в системе образования северных районов РФ: проблемы, региональная специфика и территориальный аспект // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022. № 1 (9). С. 40–45.

6. Соколова Ф. Х. Языковая политика арктических регионов Российской федерации в конце XX – начале XXI века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 6. С. 37–50.

7. Маркин В. В., Силин А. Н., Воронов В. В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 5. С. 141–154.

8. Синица А. Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3. С. 70–81.

9. Горностаева А. А. Языковая политика в сфере образования на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера Красноярского края // Социолингвистика. 2021. № 2 (6). С. 164–186.

10. Савина Н. В. Этапы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 25 мая 2022 г. Казань : Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. C. 343–347.

11. Косенок С. М., Болотов С. В. Организация воспитательной работы в университете со студентами-представителями коренных малочисленных народов Севера // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2022. № 1 (114). С. 18–32.

12. Образовательные программы (прием на 2023–2024 год). URL: https://ru.hspu.org/about/struct-uni/inst/i-north/obra zovatelnye-programmy/ (дата обращения: 06.06.2024).

13. Положение об Институте Севера и Арктики. URL: https://about.sfu-kras.ru/docs/10367/pdf/11239 (дата обращения: 06.06.2024).

14. Методические рекомендации для организации профориентационной работы с обучающимися из числа коренных малочисленных народов с учетом территориальной, культурной и языковой специфики мест их традиционного проживания. URL: https://sc19-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Prof_rabota/12-01-3239_MR_Proforientatsiya_utv._Afanasev.pdf?ysclid=lx4blz09nl485544496 (дата обращения: 07.06.2024).

15. Методическое пособие по сохранению и развитию родных языков для общеобразовательных организаций: методическое пособие / сост. Е. У. Акбаш ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2018. 80 с.

16. Давыденко В. Д., Колчинская Е. Э., Яковлева П. Э. Доступность образования для коренных малочисленных народов Севера // Образовательная политика. 2022. № 3 (91). С. 34–48.


Рецензия

Для цитирования:


Косенок С.М. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ. Северный регион: наука, образование, культура. 2024;25(2):17-26. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-1

For citation:


Kosenok S.M. ON THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF ESTABLISHING THE INSTITUTE OF VOCATIONAL EDUCATION OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF UGRA. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(2):17-26. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-1

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)